Дата завершения проекта: 09.02.2025
Местоположение проекта: Еврейский музей и центр толерантности, Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А
Ссылка на проект: https://scaleburo.ru/projects/iosif-brodskij-mesto-ne-huzhe-lyubogo-2024
Ссылка на компанию: https://scaleburo.ru
Участники проекта:
Ведущий светодизайнер: Лера Лукинская
Светодизайнеры: Дарья Комиссарова, Юля Ромадова
Кураторы: Юлия Сенина, Мария Гадас
Архитектура: Кирилл Асс, Надя Корбут
Заказчики: Еврейский музей и центр толерантности
Генеральный директор: Александр Борода
Технический директор: Илья Покровский
Фотограф: Василий Буланов
Экспозиция впервые подробно рассказывает о реальных маршрутах Бродского — эмигранта с 1972 по 1996 год и о его перемещениях в поэтических пространствах. Экспозиция начинается с пространства, воссоздающего ленинградский родительский дом — «полторы комнаты» в коммунальной квартире на улице Пестеля. Последующие места жительства оказывались условным домом для Бродского: в каждом из них он подсознательно воспроизводил вокруг письменного стола тесное пространство «полутора комнат». Логика построения экспозиции основана на воссоздании этого «модуля существования» — кабинета с узнаваемыми чертами в разных географических точках.
В рамках световой концепции мы работали с двумя основными составляющими: художественным решением общей сценографии экспозиции и непосредственным освещением экспонатов. В основу первой – лег образ светового дня, как метафора нового этапа в жизни Бродского со своим началом и концом. По мере перехода из одного кабинета в другой меняется время суток, благодаря имитации естественного света в окнах. Все начинается в аэропорте Пулково на рассвете, а заканчивается закатом в Второй немаловажной составляющей была работа со светом для экспонатов, которая требовала деликатной и точной настройки, так как все предметы были крайне светочувствительны.
Пройдемся по порядку по залам:
– Зал «Ленинград», посвященный отъезду, воспроизводит элементы аэропорта Пулково – стойку регистрации и приема багажа, табло с рейсами, яркий свет раннего утра, создающий контрастные длинные тени от сплошного остекления дополняют этот образ;
– Зал «Англия» – это первое пространство с кабинетом, в нем свет из окна рассеянный, всепоглощающий, будто утро в туманном Альбионе;
– В зале «Америка» воспроизведен свет солнечного дня с резкими тенями;
– В зале «Швеция» – северный холодный сумеречный свет, на фоне которого экспозиционный свет кажется теплым и уютным;
– В зале «Венеция» основной эффект создает проекция венецианского вида на закате, свет лишь выявляет и подчеркивает экспонаты.
Коридоры соединяющие залы решены практически без света, есть лишь один косой луч на текст и свечение от проекции.
Project completion date: 09.02.2025
Project location: Jewish Museum and Tolerance Center, Moscow, ul. Obraztsova, 11, building 1A
Project link: https://scaleburo.ru/projects/iosif-brodskij-mesto-ne-huzhe-lyubogo-2024
Company link: https://scaleburo.ru
Project participants:
Lead lighting designer: Lera Lukinskaya
Lighting designers: Daria Komissarova, Yulia Romadova
Curators: Yulia Senina, Maria Gadas
Architecture: Kirill Ass, Nadya Korbut
Clients: Jewish Museum and Tolerance Center
General Director: Alexander Boroda
Technical Director: Ilya Pokrovsky
Photographer: Vasily Bulanov
The exhibition tells about the real routes Brodsky took as an emigrant from 1972 to 1996 and his movements in poetic spaces. The exposition begins with a space recreating his Leningrad parental home - “a room and a half” in a communal apartment on Pestel Street. The subsequent places of residence turned out to be a conventional home for Brodsky: In each of them, he subconsciously reproduced the cramped space of “one and a half rooms” around the desk. The logic of constructing the exposition is based on recreating this “module of existence” - a cabinet with recognizable features in different countries.
The lighting concept consists of two main components: the artistic solution of the overall scenography of the exhibition and the illumination of the artwork and objects. The first one based on the image of the daylight hours as a metaphor for a new stage in Brodsky's life with its own beginning and end. As you move from one room to the next, the time of day changes, thanks to the simulated natural light in the windows. It all starts at Pulkovo Airport at dawn and ends with sunset in Venice. The second important component was working with the light for the exhibits, which required delicate and precise adjustments, as all the subjects were extremely light sensitive.
Let's go through the halls in order:
- The “Leningrad” hall, dedicated to departure, reproduces elements of Pulkovo airport - the check-in and baggage reception desk, the flight board, the bright light of early morning, creating contrasting long shadows from the solid glazing complete this image;
- The “England” lounge is the first space with a study, in it the light from the window is diffuse, overpowering, as if it were a morning in foggy Albion;
- The “America” room reproduces the light of a sunny day with sharp shadows;
- In the hall “Sweden” - northern cold twilight light, against which the exposition light seems warm and cozy;
- In the hall “Venice” the main effect is created by the projection of the Venetian view at sunset, the light only reveals and emphasizes the exhibits.
The corridors connecting the halls are practically without light, there is only one oblique beam on the text and glow from the projection.