1. Аннотация и общая информация о проекте
Название проекта: Суздаль:Силуэты
Suzdal: Silhouettes«Суздаль: Силуэты» - временная световая инсталляция, созданная в Спасо-Евфимиевом монастыре, г. Суздаль. Она представляет собой оригинальный вечерний маршрут по территории. Основная идея работы - найти и обнажить новые смыслы локации через художественный свет. Например, Спасо-Преображенский собор, раскрывается взгляду издалека и монументально, в то время как днем зритель видит его в искаженном ракурсе с узкой Соборной площади. Этот новый вид на привычную архитектуру вызывает восхищение и подчеркивает его исключительное значение в ансамбле. Благовещенская надвратная церковь «разговаривает» со зрителями через символизм иконы, ее колористики. Настоятельский сад предстает в образе волшебного вечернего райского сада. Вся навигация и акценты решены за счет освещения. Мы проектировали поведение человека в освещенном пространстве.
Оттенки света и яркость под каждый объект подбирались индивидуально. Такой подход интригует и призывает посетителя более внимательно изучать объект, обходить его с разных сторон, фотографироваться. Во время авторских экскурсий все описанные выше реакции-действия были очень наглядны. Наш маршрут в полкилометра за вечер оценило 150 человек.https://laboratoriasveta.ru/suzdal#content2
https://smartlight.elec.ru/news/svet-raskryvayushij-smysly-arhitektury-neobychnaya-ekskursiya-proshla-v-spaso-evfimievom-monastyre-00205.html
2. Информация об авторах и участниках проекта
Эксперты:
· Дробнич Ольга - инженер-реставратор, директор ООО "Парковая реставрация",
· Людвиг Сергей - светодизайнер
· Носов Дмитрий - основатель компании "The Light",
· Рыбалова Надежда - историк искусства, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Куратор, автор Мероприятия:
Приходько А.Г., "Лаборатория света"
3. Описание проекта
В рамках образовательного мероприятия «Суздаль: Силуэты» мы создали временную световую инсталляцию на территории Спасо-Евфимиева монастыря (ЮНЕСКО, 14 век),
Целью данной работы было найти и обнажить новые смыслы локации через художественный свет, заронить любовь к свету как к искусству в широкие массы.
Наша команда задумала провести наблюдателя по монастырскому комплексу нестандартным криволинейным маршрутом, где вечером ландшафт и архитектура раскроются с неожиданных ракурсов как физических, так и философских. Ключевым аспектом инсталляции было движение зрителя, и проникновенное изучение объектов.
Тема маршрута - переплетение света физического и света духовного. Библейские мотивы, поиск духовной опоры для блуждающего в темноте человека. Свет как источник притяжения, будто маяк ведет по верному маршруту в самой темной ночи, также как и свет духовной жизни ведет человека по правильному пути и дает уверенность в сложные времена.
Три ключевые локации Монастыря мы связали пешеходным маршрутом без навигационных табличек и указаний, при этом каждый посетитель интуитивно знал куда идти, где остановиться и куда обратить взор. Две дополнительные локации на пути давали людям возможность экспериментировать со светом.
Первая точка – начало пути - Благовещенская надвратная церковь и ее окружение. Источником вдохновения и новых смыслов для нас стала надвратная икона. Она изображает сюжет Благовещения. Мария узнает о том, что станет Матерью Спасителя. Традиционно считается, что этот сюжет несет радость (Благую весть). Но здесь мы обратили внимание, что икона имеет необычную колористику. А цвет в иконописи – это символ и дополнительная смысловая нагрузка. Ангел сообщает Марии благую весть, но цвет его сообщения «красный», как символ крови, которую прольет Христос в дальнейшем. Красны на иконе крылья ангела, его одеяние и даже архитектура, на фоне которой он изображен. Мария смиренно принимает весть, но цвет ее коричнево-черный. Это скорбь о том, что еще не произошло. Эту смысловую особенность мы и раскрывали светом.
Поэтому главным «героем» на освещенном фасаде стала надвратная икона. Она освещена акцентно, и окружена тенями яблонь, сквозь которые направлены лучи. Этот прием заостряет внимание наблюдателя.
Ландшафтный свет отстроен так, чтобы взгляд фиксировался на красном цвете яблок, растущих со стороны Ангела – в цвет его одежды. Со стороны Марии дерево воспринимается темным контражуром - в цвет одежды Богородицы. Таким образом окружение вбирает, предвосхищает и транслирует в мир историю надвратной иконы.
Вторая локация продолжение пути - настоятельский сад большой и малый. Настоятельский сад символизирует образ рая на земле. Был реконструирован в 2024 году. Он полон цветов, по центру – высокий клен – символ древа спасения из библейского сюжета.
Свет поддерживает общую композицию. Вертикальная световая доминанта - высокий клен и беседка Настоятеля монастыря, горизонтальная - ковровый рисунок из трав и цветов, обозначены скользящим светом. В отдалении растет терновник. Его колючие изогнутые стволы смотрятся контражуром. Садовые цветы и растения – напротив, ярко и приветственно залиты светом.
Когда человек минует сад настоятеля, и попадает в полутьму, в поле видимости возникает фрагмент освещенной монастырской стены с башней и деревом. Эта световая композиция находится на отдалении и как маяк в темноте, провоцирует на движение вперед.
По ходу движения неожиданно раскрывается главный вид на собор. Это третья и главная локация маршрута - Спасо-Преображенский собор.
Днем посетители всегда видят этот объект с соборной площади. Она довольно узкая и не дает панорамного восприятия, собор виден с нее в сильном ракурсе.
В рамках нашего маршрута западный фасад Спасо-Преображенского собора, колокольня, тюремный корпус и старинные деревья выстраиваются в уникальную панораму, которая видна только с этой точки. Этот новый вид на привычную архитектуру вызывает восхищение и подчеркивает его исключительное значение в ансамбле.
Заливающий свет обозначает общий силуэт всех архитектурных объектов ансамбля. Белокаменный пятиглавый собор как главный герой является самым ярким и цельным элементом световой композиции. На его фасадах мы выделили надвратную икону и золотой центральный купол с крестом, символизирующий Спасителя, а также арочные окна первого яруса.
Контраст и смена видовых сцен в темноте ночи интригует и призывает посетителя более внимательно изучать объекты, обходить их с разных сторон и, конечно, фотографироваться. Во время авторских экскурсий все описанные выше реакции-действия были очень наглядны среди участников.
Завершение маршрута шло через небольшое сооружение беседку-киворий, где все желающие могли поэкспериментировать со светом под руководством экспертов.
Вся инсталляция была построена на низких яркостях, не более 5 кд/м2. Были использованы беспроводные и проводные управляемые светильники от 10Вт до 60 Вт, с различными углами распределения света, 3000К, 2700К, 4000К и RGBW («Лаборатория света», «Getlux», «Intiled»)
Инсталляции предшествовала большая и слаженная работа нашей команды экспертов и участников мероприятия. Пробы и ошибки, эксперименты, озарения! Наш маршрут в течение вечера прошло более 150 приглашенных гостей, среди которых были архитекторы, искусствоведы, реставраторы, студенты творческих ВУЗов, время прохождения заняло около 60 минут.
Данный проект и световая инсталляция как его результат имеют высокое общественное значение, показывая, что свет может быть видом искусства, раскрывающим новые смыслы исторической архитектуры. Даже объект ЮНЕСКО можно «обогатить» и открыть для себя заново благодаря художественному свету.