Музей Сна. Museum of Dreams.
Аннотация к проекту «Музей Сна»
«Музей Сна» расположен на набережной Тараса Шевченко в Москве, прямо напротив делового комплекса «Москва-Сити». Музей сознательно противопоставлен его бурному ритму, выступая местом для уединения и воссоединения с собой. Это место, где можно укрыться от городской суеты.
Проект воплощает саму суть сна через три стадии погружения. Путь начинается с массивного брутального объема входной группы, где узкие щели света подчеркивают фундаментальность стен, символизируя подготовку ко сну. Отсюда посетитель попадает в длинный переход-коридор, где свет гаснет, создавая градиент от света к темноте и ощущение невесомости — метафору проваливания в сон.
Кульминация пути — парящая над набережной 24-метровая сфера, олицетворяющая глубокий сон. Днем ее зеркальная поверхность отражает небо и воду, маня спокойствием. Ночью она преображается в цифровой маяк-экран, на который проецируются тематические образы, служа ориентиром и для кораблей, и для горожан, ищущих путь к тихой гавани внутри себя. Это место, где архитектура становится проводником в мир загадочности, спокойствия и восстановления.
Annotation to the Museum of Dreams Project
The Museum of Dreams, situated along Moscow’s Taras Shevchenko Embankment directly opposite the vertiginous towers of the Moscow-City complex, positions itself as a deliberate antithesis to the city’s hyper-accelerated rhythm. Rather than competing with the spectacle of commercial modernity, the museum proposes a spatial retreat—a locus of introspection, solitude, and reconciliation with the self, carved out of the metropolis’s incessant dynamism.
Conceived as an architectural allegory of sleep, the project unfolds as a tripartite sequence of immersion. The entry threshold is articulated through a monumental brutalist mass, its narrow incisions of light accentuating the tectonic gravitas of the walls. This stage evokes the liminal threshold between consciousness and repose - the preparatory stillness preceding the descent into slumber. From here, the visitor advances into an elongated transitional corridor, where illumination recedes in a calibrated gradient, dissolving perception into shadow and engendering a visceral sensation of weightlessness. This spatial dramaturgy is emblematic of the liminal passage from wakefulness into dream.
The culmination of the journey is expressed in the levitating form of a 24-meter sphere, poised above the river embankment as the architectural embodiment of deep sleep. During daylight hours, the sphere’s mirrored envelope captures and refracts the mutable surfaces of sky and water, offering a seamless continuity with the natural world. By night, the sphere metamorphoses into a radiant beacon-screen, projecting ephemeral imagery across its skin. In this nocturnal guise, the structure assumes a dual role: a navigational marker for passing vessels and a symbolic lighthouse for urban inhabitants in search of an interior harbor of stillness.
Ultimately, the Museum of Dreams transcends the conventional museological paradigm. It operates simultaneously as a poetic construct and as an architectural metaphor, translating the immaterial states of human consciousness into tangible spatial form. It is less a repository of objects than a vessel for experience—an architecture of transition, mystery, and renewal.
Учебное заведение: Московский Архитектурный институт (Государственная академия). https://marhi.ru/
Описание проекта
Концепция и месторасположение
«Музей Сна» расположен в Москве, на набережной Тараса Шевченко, занимая стратегически важную точку на карте города. Прямо напротив, через гладь Москвы-реки, высится сверкающий символ современной столицы — деловой комплекс Москва-Сити. Это каменные джунгли, олицетворяющие бешеный ритм, урбанистическую мощь и постоянную активность. Проект музея сознательно противопоставлен этой энергии, предлагая городу необходимую антитезу: место для уединения, умиротворения и воссоединения с собой. Он становится тихой гаванью, куда люди приходят, чтобы укрыться от городской суеты.
Архитектурная концепция целиком строится вокруг трех ключевых состояний сна: ЗАГАДОЧНОСТИ, СПОКОЙСТВИЯ и ВОССТАНОВЛЕНИЯ. Эти принципы материализуются в формах, свете и маршруте посетителя, создавая непрерывное нарративное путешествие от реальности к сновидению.
Архитектурная композиция: Путь в сновидение
Проект состоит из трех последовательных объемов, ведущих человека по пути погружения в бессознательное.
1. Входная группа: Подготовка ко сну
Путешествие начинается с монолитного, брутального объема, символизирующего сознание на пороге сна. Массивные глухие стены из текстурированного бетона создают ощущение фундаментальности и оторванности от внешнего мира. Посетитель попадает в узкое, высокое пространство, где шум города мгновенно приглушается. Этот блок ассоциируется с ритуалом перед сном — здесь расположены гардероб, кассы, а также «читальный зал» — пространство для получения информации. Естественный свет проникает сюда через узкие щелевидные проемы и через панорамное остекление в потолке, создавая драматические световые потоки. На верхних этажах этого блока расположены технические и административные помещения, скрытые от глаз посетителя.
2. Коридор-переход: Погружение в сон
Из монолитного объема посетитель попадает в длинный, изогнутый и постепенно сужающийся коридор, ведущий к главной части музея. Это архитектурная метафора проваливания в сон. Естественное освещение здесь исчезает, оставаясь лишь в виде слабого направленного света сверху, который создает четкий градиент, ведущий к полной темноте впереди. Плавные, мягкие линии стен и пола, отсутствие резких углов и приглушенная акустика вызывают ощущение невесомости и нарастающей неосознанности. Это переходное пространство отключает органы чувств от реальности и подготавливает разум к восприятию иного мира.
3. Сфера: Глубокий сон и восстановление
Кульминацией пути становится огромная сфера диаметром 24 метра — «Шар Сна», парящий над набережной. Это сердце музея и его главный символ. Попадая внутрь, посетитель оказывается в абсолютно ином измерении. Это пространство глубокого сна, предназначенное для восстановления и созерцания.
Сфера выполняет двойную функцию. Днем, отражая в своей поверхности небо и воду, она манит спокойствием и загадочностью. Ночью же она преображается, становясь мощным цифровым маяком. По аналогии со сферой в Лас-Вегасе, ее внешняя оболочка становится полотном для интерактивных проекций. Для судов на реке она служит ориентиром — маяком нового типа, который ведет не только в физическую гавань, но и в гавань внутреннего покоя.
Таким образом, «Музей Сна» — это не просто выставочное пространство, а целостный архитектурный опыт. Он проводит человека через все стадии сна, используя мощь форм, игру света и тени и диалог с городским контекстом, чтобы предложить уникальное место для тихой рефлексии в самом сердце шумного мегаполиса.
Автор проекта: Карпушина Мария Геннадиевна
Название учебного заведения: Московский Архитектурный институт (Государственная академия)
Руководители проекта: Приходько А.Г., Шубенков М.В., Шубенкова М.Ю., Володин В.Н., Мунарес Е.В.
Другие участники проекта: Корецкая Елизавета Кирилловна