«Проводник» – светографический путеводитель по историческому центру Санкт-Петербурга

Студенческий проект в области светового дизайна / Специальные номинации
Никандров Даниил
СПБПУ Петра Великого
Санкт-Петербург, Россия

Студенческий проект в области светового дизайна

«Проводник» – светографический путеводитель
по историческому центру Санкт-Петербурга.

«Provodnik» («Guiding Light») – Light-Graphic Guide
for the Historic Center of Saint Petersburg.

 

Аннотация

Проект «Проводник» представляет собой светографический путеводитель, созданный для развития городской навигации в вечернее и ночное время на основе синтеза света и графики. Исследование выявило отсутствие целостной системы световой навигации в историческом центре Санкт-Петербурга и подтвердило необходимость внедрения новых визуально-коммуникативных решений. В результате разработаны три уникальных маршрута в Адмиралтейском районе: «Адмиралтейский канал», воссоздающий память об утраченной водной артерии; «Петербург Достоевского», основанный на литературной реконструкции романа «Преступление и наказание»; и «Культурная Коломна», подчеркивающий многослойность культурного наследия района. Маршруты объединены в мобильное приложение «Проводник» с интерактивной картой, QR-кодами, дополненной реальностью и световыми маркерами. Использование светографических проекций, стендов и AR-кодов обеспечивает погружение в историко-культурный контекст и расширяет туристический потенциал города. Проект демонстрирует возможности светографического дизайна как средства культурной интерпретации и создания новой визуальной идентичности городской среды.

Abstract
The project “Guiding Light” (“Проводник”) is a light-graphic navigation system designed to enhance urban orientation during evening and night hours through the synthesis of light and graphics. The research revealed the lack of an integrated lighting navigation system in the historic center of St. Petersburg and confirmed the need for innovative visual and communicative solutions. As a result, three unique routes were developed in the Admiralteysky District: “Admiralty Canal,” recreating the memory of the lost water artery; “Dostoevsky’s Petersburg,” a literary reconstruction of the novel Crime and Punishment; and “Cultural Kolomna,” highlighting the multilayered cultural heritage of the district. These routes are united in the mobile application “Guide,” which features an interactive map, QR codes, augmented reality, and light markers. The use of projections, illuminated stands, and AR codes immerses users in the historical and cultural context while expanding the city’s tourism potential. The project demonstrates the possibilities of light-graphic design as a tool for cultural interpretation and the creation of a new urban visual identity.

Ссылка на учебное заведение
https://ice.spbstu.ru/news/daniil_nikandrov_sveto_graficheskaya_kommunikaciya_v_gorodskoy_srede_istoricheskogo_centra_sankt_peterburga/

Ссылка на проект
Видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/8EnRNsDuKyzm4A

Презентация и подача проекта: https://disk.yandex.ru/d/hPq6ozGpzzx1Kg


Информация об авторах и участниках проекта

·         Автор проекта: Никандров Даниил Филиппович, магистр СПБПУ Петра Великого по специальности «Коммуникативный дизайн», (2023-2025). В 2025 защитил выпускную квалификационную работу магистра по теме «Свето-графическая коммуникация в городской среде исторического центра Санкт-Петербурга».

·         Учебное заведение: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Инженерно-строительный институт, Высшая школа дизайна и архитектуры.

·         Руководитель проекта: Вуль Ольга Александровна, доцент ВШДиА ИСИ, кандидат педагогических наук, член Санкт-Петербургского союза художников, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров.

Описание проекта

«Проводник» — светографический путеводитель, основанный на авторской концепции создания световых маршрутов как одного из наиболее перспективных направлений синтеза света и графики – светографического дизайна, в развитии городской световой и информационной среды. Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: система свето-графической пешеходной навигации может стать действенным компонентом формирования городской информационной среды Санкт-Петербурга и способствовать развитию туристического потенциала.

Исследование существующих туристических путей в историческом центре показало отсутствие средовой или световой навигации и малое количество постоянных пешеходных маршрутов, рассчитанных на использование в вечернее и ночное время, что подтвердило необходимость внедрения дополнительных светографических элементов навигации. На основе предпроектного анализа создана дизайн-концепция системы свето-графической пешеходной навигации, реализованная в виде трёх уникальных маршрутов Адмиралтейского района — «Культурная Коломна», «Петербург Достоевского» и «Адмиралтейский канал». Они демонстрируют потенциал светографического дизайна и формируют основу дальнейшего развития системной световой навигации в исторических районах города, имея как теоретическое, так и прикладное значение для современной визуальной культуры городской среды.

Ключевым результатом проектной части стало мобильное приложение-путеводитель «Проводник», объединяющее все три маршрута. Приложение обеспечивает навигацию по светографическим кодам и визуальным подсказкам, предоставляет доступ к информации о культурных объектах, световым инсталляциям и цифровому контенту в формате дополненной реальности. Домашний экран открывает выбор любого из трёх маршрутов либо режим свободной прогулки; на странице маршрута доступна его траектория и список локаций. На карте можно включать отображение всех либо отдельных маршрутов, проходить последовательно или в произвольном порядке. Пользователь отслеживает прогресс, взаимодействует с интерактивными объектами посредством QR-кодов и элементов интерфейса; посещённые локации сохраняются, к цифровым копиям можно вернуться уже после завершения маршрутов.

Маршрут «Адмиралтейский канал» обращается к памяти об исчезнувшей водной артерии, ныне заменённой Конногвардейским бульваром. С помощью динамических световых эффектов, каустики и абстрактных проекций воссоздаётся атмосфера водного пространства. Зеленая зона превращается в световой коридор, дополняемый системой навигации по светоцветовым кодам перекрёстков. Маршрут проходит через Музей связи, Главпочтамт и другие объекты коммуникации, а AR-инсталляции позволяют воссоздать облик Немецкой реформатской церкви. Финалом становится площадь Труда с инсталляцией, напоминающей о Благовещенской церкви, и подземный переход с водными проекциями. Особенность маршрута — деликатное внимание к малозаметным, но значимым пространствам.

Маршрут «Петербург Достоевского» представляет собой литературную реконструкцию пространства романа «Преступление и наказание». Он начинается на Сенной площади, где светографическая инсталляция возвращает силуэт утраченного Спаса-на-Сенной. Далее маршрут проходит через Кокушкин мост, Столярный переулок, дома Достоевского, Раскольникова и Сони Мармеладовой. На канале Грибоедова и у Львиного моста проекции и текстовые вставки создают эмоциональную атмосферу романа. Финальная точка — дом старухи-процентщицы, обрамлённый световой рамкой. В маршруте применяются гобо-проекции, рукописные шрифты, теневые инсталляции, формирующие мистическую и напряжённую среду. Свет выполняет ориентирующую и символическую функцию, превращая маршрут в художественное пространство.

Маршрут «Культурная Коломна» направлен на раскрытие камерного и многокультурного района, долго остававшегося в стороне от туристических потоков. Он начинается у будущей станции «Театральная» и ведёт к ансамблю Мариинского театра, Дому Сказки, Дому Александра Блока, набережной Пряжки и площади Кулибина. Здесь размещаются световые объекты, вдохновлённые инженерным наследием Кулибина, а также стенд с образом Воскресенской церкви. Завершается маршрут на улице Союза Печатников, где на фасады проецируются тексты из священных писаний четырёх религий, исторически присутствующих в районе. В перспективе AR позволит воссоздать облик утраченных объектов — Литовского рынка, замка, Большого театра. Световые решения здесь подчеркивают многослойность культурной памяти района и формируют новые маршруты восприятия.

Маршруты составлены из двух основных типов носителей – виртуальных и средовых. Виртуальные носители представлены приложением, текстовой и аудиовизуальной информацией в нём, а средовые — объёмными стендами, гобо- и видеопроекциями, QR-кодами и световыми маркерами. Стенды с образами утраченных храмов возвращают в городскую ткань символическое присутствие утраченных доминант. Сенная площадь рассматривается как ключевая зона для размещения таких стендов: абрис Спаса-на-Сенной в виде светящихся линий восстанавливает образную целостность ансамбля площади. Аналогичные решения возможны, например, на площадях Тургенева и Кулибина, на которых также были утрачены православные храмы. В условиях ограниченного пространства применяются AR-коды, позволяющие видеть виртуальные силуэты утраченных памятников с оптимальной точки обзора. В качестве носителей присутствуют и обычные световые QR-коды двух типов — информационные и AR — дают доступ к статьям, иллюстрациям, аудиогидом и цифровым моделям в приложении. Доступ к контенту привязан к локации и открывается только при физическом присутствии пользователя на маршруте.

Световые проекции применяются адресно: малый масштаб — локальные маркеры и графические элементы; средний — покрытия тротуаров, фрагменты фасадов и архитектурные элементы; крупный — полномасштабные полотна на брандмауэрах и глухих фасадах. На «Петербурге Достоевского» визуализируются персонажи, образы и цитаты; на «Культурной Коломне» транслируются символы и коды культурной идентичности; на «Адмиралтейском канале» абстрактные гобо-проекции формируют фактуру водной глади, образуя масштабное светопространство. Центральной локацией такого комплекса инсталляций выбран Конногвардейский бульвар — территория бывшего канала и уникальное для исторического центра транзитное озеленённое пространство высокой проходимости. Здесь выполнен ряд решений на водную тему: гобо-фактуры, объёмные световые инсталляции и информационные стенды, реконструирующие облик канала. Дополнительные площадки предусмотрены в Коломне, в первую очередь — площадь Кулибина с интерактивным световым пространством.

Общественное значение проекта заключается в создании целостной системы вечерней и ночной пешеходной световой навигации, усилении визуально-информационной среды и расширении туристического потенциала города. Светографический путеводитель становится инструментом погружения в историко-культурный ландшафт и укрепляет взаимодействие между пешеходом и городской средой в тёмное время суток. Разработанная система свето-графической коммуникации имеет потенциал масштабирования и может служить моделью для проектирования культурных маршрутов в других исторических городах, способствуя развитию туризма и формированию новой визуальной идентичности городской среды.