Город N

Студенческий проект в области светового дизайна / Специальные номинации

Студенческий проект в области светового дизайна
«Студенческий проект в области светового дизайна»

 1.Аннотация и общая информация о проекте

 1) Город N . Lost City

 2) Аннотация:

  Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых форм осмысления военного наследия и трансформации символов разрушения в современном урбанистическом пространстве. Цель работы заключается в разработке архитектурно-световой концепции преобразования списанных баллистических ракет в мемориальные комплексы, способствующие преодолению коллективной амнезии. Методы исследования включают концептуальное проектирование, сравнительный анализ светотехнических решений и метод визуализации. Основные результаты работы заключаются в создании проекта "Город N" с тремя уникальными монументами, каждый из которых метафорически обыгрывает последствия войны и снабжен детально проработанной световой концепцией. Выводы: Архитектура и световой дизайн выступают эффективными инструментами трансформации общественного сознания от культуры войны к культуре мира.

 3) Abstract:

  Relevance of the study is driven by the need to find new forms of comprehending military heritage and transforming symbols of destruction in modern urban space. The aim of the work is to develop an architectural and lighting concept for the transformation of decommissioned ballistic missiles into memorial complexes that contribute to overcoming collective amnesia. Research methods include conceptual design, comparative analysis of lighting solutions and visualization methods. Key results of the work consist in the creation of the "Lost City" project with three unique monuments, each metaphorically interpreting the consequences of war and equipped with a detailed lighting concept. Conclusions: Architecture and lighting design serve as effective tools for transforming public consciousness from a culture of war to a culture of peace.

 4) https://drive.google.com/drive/folders/1ExCFnrDFwxzqoaao1JYN2Nrb n_5kDcP4?usp=drive_link

 5) https://marhi.ru/ 

2. Информация об авторах и участниках проекта

 Авторы проекта: Кротова Д.А; Минина Т.И; Каретина А.С.
 Название учебного заведения: МАрхИ - Московский архитектурный институт (государственная академия)
 Руководитель проекта: Приходько А.Г.

3. Описание проекта:

Предпроектное исследование - прототип проектного решения Дом для бездомных. Сергей Бархин

 Архитектор придумал остроумный способ разоружения военных сверхдержав — превратив этот процесс в искусство действия. Он предлагает расплавить тысячи ракет, снять с них боеголовки, сделать из них жилые высотки и разместить их на городских площадях в качестве напоминания об ужасающем военном прошлом. Это также стало бы способом решения одной из главных проблем «мирного времени» — нехватки жилья. Жилище для бездомного некоторое время было модной темой в либеральной социально ориентированной архитектуре. Все архитекторы, участвовавшие в обсуждении темы, в основном искали, из чего бы построить дом для бездомного очень дешево, выводя их на вторичные материалы: ящики из-под кока-колы, картонные трубы, корпуса снятых с вооружения ракет и т.д.

Идея

После войн остается множество неиспользованных и непригодных ракет - создаем из этих ракет музеи-монументы в некоем городе N.

Концепция проекта

Ситуация “Города N” За основу города взят случайный несуществующий город, дабы не нарушать идею из-за особенностей градостроительных решений конкретных городов.

Реализация 

Размещение ракет-монументов на ведущих осях приведенного города. Стилистика застройки максимально упорядочена - приведена к абсолюту, чтобы привлечь внимание зрителя к трем ключевым точкам притяжения.

В чем смысл проекта?

Направить внимание общественности к важности понимания разрушительности, наносимой оружием.

Вариации восприятия зрителем монументов 

Восприятие меняется в зависимости от удаленности от точки притяжения и особенностей освещения:
  • Прожекторы в небо - восприятие объектов в масштабе города;
  • Световой рисунок - восприятие относительно городского ансамбля;
  • Подсветка деталей - восприятие объектов вблизи;
  • Интерьер - восприятие объектов, находясь внутри.
Фасадно-световые решения обыгрыша каждого из трех монументов
  • Пулевые отверстия. Простреленный фасад, хранящий отпечаток трагической истории, становится отправной точкой для уникального светового решения. Вместо того чтобы маскировать повреждения, они акцентируются с помощью точечных светильников, превращаясь в арт-объект, говорящий о стойкости и преображении.
  • Трещины. Фасад, исчерченный сетью трещин, – это приглашение к творчеству. Фасадное освещение, умело играющее с этими линиями, превращает их в визуальный аттракцион, рассказывающий историю дома. Решение – подчеркнуть изъяны: сделать окна в здании в виде трещин, расползающихся по фасаду, встроив светодиодные ленты в импосты окон.
  • Заплатки. Фасад, украшенный пестрыми заплатками, словно лоскутное одеяло, хранит историю реставраций. Вместо того чтобы прятать эти следы времени, их можно превратить в яркий акцент фасада с помощью креативного освещения - мультимедийных панелей.
Концепция освещения и способы реализации каждого из трех монументов
  • Концепция освещения 1 монумента: Основная идея – создание динамичного и выразительного светового образа, подчеркивающего объем, текстуру и детали монумента с помощью точечных светильников. Решение концепции освещения 1 монумента: Использование множества мелких круглых окошек и светодиодов. Работа встраиваемого светодиодного прожектора основана на полупроводниковом кристалле, схеме стабилизации тока, оптической системе (линза или рефлектор) и корпусе с системой отвода тепла.
  • Концепция освещения 2 монумента: Использование LED ленты позволяет плавно подчеркнуть контуры и детали монумента, создавая разнообразные световые эффекты и меняя цвет. Решение концепции освещения 2 монумента: Использование нестандартных окон с расположением светодиодных лент вдоль импостов. В основе ленты – термостойкие SMD-светодиоды, расположенные на гибкой подложке, что обеспечивает равномерное свечение и долговечность.
  • Концепция освещения 3 монумента: Это революционный подход с использованием мультимедиа экранов для динамичного, интерактивного шоу, вовлекающего зрителя в повествование. Решение концепции освещения 3 монумента: Использование изогнутых мультимедиа фасадов, способных передавать любое изображение. Это достигается с помощью проекционных систем со специальным ПО, компенсирующим кривизну, или светодиодных модулей, повторяющих изгибы фасада.
Поиск стилистического решения фасадов каждого из монументов
  • Поиск стилистического решения первого монумента: «Световая перфорация»:  Первая башня, пронизанная пулевыми отверстиями, превращена в гигантский световой инструмент. Ночью подсветка, имитирующая траектории снарядов, создает иммерсионную инсталляцию, где зритель оказывается внутри «выстрела», переосмысливая его как метафору прозрения.
  • Поиск стилистического «Трещины-разломы» решения второго монумента: Фасад второй ракеты рассечён трещинами, усиленными светодиодными импостами. Эти мерцающие «разломы» визуализируют тектонику социальных расколов. Внутри свет из трещин рассекает группы посетителей, заставляя задуматься о превращении шрамов в мосты.
  • Поиск стилистического решения третьего монумента: «Лоскутная хроника»: Третий монумент, собранный из стальных заплат разных эпох, становится живым полотном. Мультимедийные панели на поверхности воспроизводят истории каждой «клепки». Ночью фасад оживает: проекции показывают, как обломки оружия переплавляются в детали городской инфраструктуры.
Решение освещения фасадов монументов в виде визуализаций проекта

Город N — это урбанистический манифест. Три главные транспортные артерии, расходящиеся лучами от центра, связывают прошлое и будущее: на их концах возвышаются трансформированные баллистические ракеты, ставшие мемориальными центрами. Симметрия города контрастирует с асимметрией следов войны, воплощенных в монументах.

Визуализации проектного решения. Монументы в контексте интерьера:
  • Интерьер 1: Монумент, пронзенный пулевыми отверстиями, предстает изуродованной шрамами войны аэродинамической формой. Вместо окон – зияющие провалы. Вертикальность башни акцентирует не стремление ввысь, а падение.
  • Интерьер 2: Изначально символ прогресса, монумент-ракета превратился в зловещий памятник упадка. Внутреннее пространство лишено целостности. Вместо оконных рам – зияющие разрывы, через которые проникает свет, создавая новое необычное пространство.
Вариации использования идеи в коммерческих проектах
  • В геймдизайне: Проект «Город N» в игровом пространстве становится интерактивной метафорой исцеления памяти. Игры на его основе — это цифровые перформансы, где геймдизайн становится формой социальной терапии. Игрок через действие проживает цикл «разрушение → осмысление → созидание». Архитектурный концепт превращается в механику диалога.
  • В книжных иллюстрациях: Детская энциклопедия с интерактивными иллюстрациями; научно-популярное издание «Архитектура после апокалипсиса»; философско-поэтический сборник «Война и Мир». Книги становятся арт-объектами, где читатель физически взаимодействует с идеей миротворчества.
Миссия проекта: архитектура против амнезии

Проект не просто перепрофилирует объекты угрозы — он создает ритуал коллективной рефлексии. Жилые модули внутри ракет, публичные площади у их подножий формируют повседневное взаимодействие с памятью. Город N — это антиутопия наизнанку: вместо тотального контроля здесь царит тотальная эмпатия. Миссия проекта — превратить акт разоружения в перформанс бессрочного действия, где архитектура становится соавтором истории. Это памятник, который не консервирует боль, а перерабатывает ее в топливо для диалога. Вертикали из переплавленного металла тянутся к небу уже не как угроза, а как вопрос: что построим вместе завтра?