Освещение временной выставки "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

Реализованный проект освещения музеев и выставок
Горелова Валерия
Основатель и партнер
THE ViEW lighting design bureau
Москва, Россия
Сайт: theview.design
  • 67Отметок нравится
  • 10 лучших работ

"Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"

Статус: Реализована, 6 марта – 14 июля 2024

Тип проекта: Временная выставка

Адрес: г. Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1, Центр Зотов

Клиент: Центр Зотов

Световой дизайн: THE ViEW lighting design bureau, Валерия Горелова (концепция и решения); Валерия Горелова, Марина Сидельникова, Дарья Комиссарова, Будченков Данила, Елизавета Веселкова, Анастасия Джумига, Анастасия Ефремова, Ольга Смирнова, Камила Торопчина (настройка)

Архитектор: бюро Treivas

Фото: Александр Гронский, пресс-служба Центра "Зотов"

Оборудование: ERCO / Arlight /Aledo

 

О выставке

Масштабная выставка-исследование рассказывает об истории известного во всем мире архитектурного направления. В экспозицию вошло свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях. В фокусе выставки оказываются архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра также показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее раскрыть тему экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.

Утопические мечты о новой жизни в продуманной для человека архитектуре, проекты конструктивистов, отреставрированные макеты 1920-х и воссозданные проекты нереализованных зданий, кинохроника, фотографии реальной жизни 1920-1930-х годов, настольные игры и шумовые инсталляции.

Архитекторы-конструктивисты мечтали о новом мире, строили планы по воспитанию «нового человека», проектировали архитектуру, которая бы позволила жить лучше, стремились к изменению мира — мечты, которым не суждено было случится, оживают на выставке «Работать и жить».

Выставка занимает 2 этажа и поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры.

 

Световые решения

Уникальную атмосферу для посетителя позволил воплотить яркий принцип контраста.

Главной особенностью проекта, помимо архитектурных и световых решений, стали цвет и цветовые сочетания. Свет для таких непростых сочетаний был выбран со вниманием. Сложные оттенки - это нестандартное решение для архитектуры конструктивизма и авангарда. Свет для таких непростых сочетаний был выбран со вниманием.

В каждом зале установлена постоянная трековая система. Команда работала с парком оборудования Зотов центра – для каждой группы объектов была разработана типология подбора оборудования из имеющегося. Парк Центра составлен из профессионального светового оборудования ERCO с различными углами, в том числе с изменяемым (zoom), а также аксессуарами. Все светильники имеют индивидуальное диммирование, что позволило очень точно настроить интенсивность светового потока на каждый отдельный объект экспозиции.

Как уже сказано, выставка основана на интересных и сложных цветовых сочетаниях, которые, в свою очередь, накладывают определенные особенности на то, как будет выстроен свет. Так, например, при работе с белыми, черными стендами, с ярко выраженными цветами, подобрать цветовую температуру проще, потому что насыщенный и уверенный цвет не такой мутабельный, как оттенки.

Команда столкнулась с противоречивыми моментами в работе. Бриф архитектора - много света в пространстве. Но цвета самой выставки требуют другого освещения, иначе появляется некорректный тон, также есть ограничения по нормативам света на экспонате.

Для второго этажа выставки решением было приглушить общий отраженный свет и сфокусировать акценты в пространстве работ, которые демонстрируются. При этом было нужно, чтобы акцент не давал желтоватого налета на чистой поверхности стенда или какой-либо конструкции.

На третьем этаже экспозиции было принято решение практически отказаться от отраженного света, так как в пространстве с низким потолком такой свет увеличил бы освещенность экспонатов. Лишь в некоторых местах есть зоны с общим отраженным светом, так как расположение треков в этой зоне не давало создать акцентное освещение так, чтобы не создавать теней от посетителей на экспонаты.

Это был очень интересный опыт сочетания отраженного и акцентного света в экспозиции с учетом всех критериев и нюансов.

Также немало важно было создать подходящий уровень освещенности в витринах - необходимо было создать цельность освещения витрин-ниш в стендах. Часто в витринах совмещают акцентный и общий свет. В этом проекте необходимо было подчеркнуть цельность и чистоту прямоугольных форм таких витрин. В нишах с экспонатами мы решили не добавлять акцентов, чтобы объемы смотрелись графично в пространстве стены.

Важно отметить, что отраженный свет дает общий мягкий тон в пространстве, при этом нельзя недооценивать его влияние на освещенность экспонатов. Иногда отраженный от потолка и стен свет в интерьере может давать от 50 до 100 люксов на экспонат.

Свет с трековых систем помимо основной своей функции – проявить экспозицию - имел еще дополнительную обязательную цель проявить навигацию, чтобы посетители выставки на интуитивном уровне понимали куда далее следует пройти, где выход или важный акцент в зале.

Также хочется отметить важный момент, который сопровождает практически все современные экспозиции – это мультимедийным контент . Очень важно выстроить свет таким образом, чтобы не спорить с ним, не засветить проекции на стенах или экраны.