Освещение временной выставки "Московские коллекционеры. Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры 19 века"

Реализованный проект освещения музеев и выставок
Горелова Валерия
Основатель и партнер
THE ViEW lighting design bureau
Москва, Россия
Сайт: theview.design
  • 62Отметок нравится
  • 10 лучших работ

"Московские коллекционеры. Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры 19 века"

Статус: Реализован, 15.03.2024 — 26.05.2024

Тип проекта: Временная выставка

Адрес: Музеи Московского Кремля, Москва, Россия

Клиент: Музеи Московского Кремля

Световой дизайн: THE ViEW lighting design bureau, Валерия Горелова (концепция и решения); Валерия Горелова, Смирнова Ольга, Камила Торопчина, Степан Краснов (настройка)

Архитектор: Дизайн отдел Музеев Московского Кремля, Елена Тарасова

Фото: Василий Буланов

Оборудование: МДМ, Sylvania, Arlight, Aledo-pro

 

 

О выставке

Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам – москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний. Коллекционер стал приобретать предметы российской древности еще в 1790-е годы, задолго до возникновения массового интереса к этому явлению. Павел Федорович происходил из старинного русского дворянского рода, в котором бережно хранили семейные реликвии. Свой домашний музей он формировал на протяжении более пятидесяти лет.

Выставочный проект является данью памяти людям, сохранившим для нас уникальные памятники культурного наследия России. Экспозиция объединяет более четырехсот произведений из Музеев Московского Кремля и других собраний страны, многие из них будут представлены широкой публике впервые.

Экспозиция занимает 2 зала: выставочный зал Патриаршего дворца и выставочный зал Успенской звонницы.

 

Световые решения

Командой архитекторов были выбраны довольно сдержанные и интеллигентные цвета выставки. Мягкий серый, сложный серо-зеленый и насыщенный бордовый, который мы виним как на стендах, так и на самих витринах. Эти оттенки очень хорошо взаимодействовали с самими предметами. Много даров, книг, скульптур, оружие и роскошная амуниция для лошадей… Благородный металлический блеск их деталей очень выгодно смотрелись на сложном фоне.

Работа с данной экспозицией включала в себя работу с существующим оборудованием Музея Московского Кремля. Это небольшое количество трекового акцентного света, фокусного с изменением угла с диммированием на корпусе. Сочетались также светильники со сменной цветовой температуры и галогеновые лампы.

Внутри витрин была использована комбинация световых профилей, рассеивателя и овалорисующей линзы. Очень важно правильно подобрать оборудование и его расположение для высоких витрин с большим объемом, чтобы свет нужным образом ложился на предметы внутри нее. К общему заливающему объемы витрины свету были добавлены акценты, которые позволили создать более живую сценографическую атмосферу, проявить тонкую работу мастеров, которые создавали экспонируемые предметы и дары. И, конечно же, поддержать само повествование коллекции, которая сложилось из предметов, собранных в очень непростое для страны время.

Еще во время работы над проектом выставки кураторами было принято предложение переместить этикетки внутри витрин, чтобы добиться хорошей освещенности важных повествований для посетителя, но при этом ни один источник не был виден – ни профиля, ни акценты. Это позволило зрителю наслаждаться только наблюдением за экспозицией, чтением, изучением предметов и деталей. И, конечно, в сочетании с общим цветовым решением выставки это выглядело эффектно.

Работая с интерьерным светом, и, в частности с источниками с изменяемой световой температурой, интересным решением стало локальное подчеркивание сложных оттенков в интерьере различной температурой. Так, местами бордовый был подсвечен 2200К, а серо-зеленый в нужных по смыслу зонах 4000К. Это позволило сделать интерьер более живым, более динамичным и добавить ему еще больше богатства и роскоши.

Многие предметы освещены через рефлекс от полика, чтобы обеспечить необходимый свет на предметах сложной формы, которые невозможно осветить сверху, так как иначе генерируется большая темная тень на нижней половине предмета. Работа с полупрозрачными предметами была также очень точной. Свет строго вниз на них позволил проявить свойства материалов.

Общая пониженная яркость в интерьере залов позволила создать нужный визуальный эффект для витрин, в которых довольно невысокий уровень освещения, необходимый для соблюдения норм. Но при этом они казались довольно яркими и притягательными, как настоящая сокровищница, полная действительно ценных и редких предметов.