Храмовый комплекс Покрова Пресвятой Богородицы

Реализованный проект архитектурно-художественного освещения
Удалых Ян
Генеральный директор
ООО ЭМКО
Москва, Россия
  • 8Отметок нравится

Светодизайнер: Удалых Ян
Архитектурное освещение храма и АБК в г. Кемерово
Композиция архитектурного освещения храма выстраивается на основе объемного решения
здания и религиозной семантики понятия «Свет». Так свет сам по себе имеет определенное
сакральное значение в православном искусстве. В Священном Писании много говорится о свете
именно в контексте святости, поэтому было важно определить семантику каждого отдельного
освещаемого архитектурного элемента в ночном облике здания. Подобный подход к разработке
храмового освещения дает возможность сохранить световые акценты на тех архитектурных
деталях и формах, религиозное значение которых может быть дополнительно усилено
коннотациями понятия «свет».
Поэтому в разработанной композиции архитектурного освещения особое внимание уделялось
освещению мозаик и верхней части храма. Мозаики встраиваются в ряды окон и апсид,
изображениями святых. Они должны быть хорошо видны как в религиозные праздники, так и в
обычные дни. Дополнительный световой акцент усиливает восприятие изображения на мозаике.
Для их освещения использовались линейные светильники и прожектора на кронштейнах, что
позволяет создать равномерное мягкое освещение на всей плоскости. Изображения мозаик несут
важные для верующих сюжеты и образы. Они не могут быть скрыты ночью за освещением других
элементов, поэтому все яркие световые акценты сместились в верхнюю часть здания.
Купола храма с установленными на них крестами подчеркивают вертикальный, устремленный к
небу объем здания. Прожектора и линейные светильники оформляют барабаны, кресты, портики
ярусов и колокольню. Оптика используемых приборов подобрана с учетом оптимального
восприятия архитектурных элементов в ночное время. Все радиальные формы барабанов и
криволинейные элементы освещаются гибкими линейными светильниками.
Балюстрада храма также освещена гибким линейным светильником, который установлен на
внутренней части поручня и создает мягкую контурную подсветку через балясины. Такой прием
формирует мягкий переход от основания храма к небу. Сохраняется легкость балюстрады в
ночное время. В части АБК линейные светильники установлены в филенках окон и по пилястрам.
Это образует ритм освещенных элементов, которые становятся органичным фоном для основной
Все приборы выполнены в компактных корпусах и установлены так, чтобы не закрывать
существующие архитектурные детали храма в дневное время. Цветовая температура приборов
подобрана с учетом материалов отделки и мозаик.
При разработке архитектурного освещения важно было сохранить сакральную связь образа
храмовой архитектуры с различными религиозными праздниками. Для этого было разработано 4
основных световых сценария:
- Повседневное освещение. Световой акцент создается на верхней части храма, подчеркиваются
барабаны, колокольня и купола с крестами. Также освещены мозаики и портик входа в
- Праздничное освещение. К элементам повседневного освещения добавляется освещение
архитектурных деталей первого этажа
- Великопостное освещение. Мягкое камерное освещение. Освещаются только мозаики и портик
- Освещение на Святки. Освещаются все фасады храма, добавляется праздничное освещение
Рождественской елки гирляндой.


The composition of the architectural lighting of the temple is built on the basis of a three-dimensional solution buildings and religious semantics of the concept of "Light". So light itself has a certain sacred meaning in Orthodox art. Scripture talks a lot about light specifically in the context of holiness, so it was important to determine the semantics of each individual illuminated architectural element in the night view of the building.