Светодизайн в формировании идентичности зон дорожного сервиса (на примере АЗС)
Объектом исследования настоящей работы стали автозаправочные станции, расположенные на трассе М1 Москва – Минск, на пути от Москвы до Смоленска.
Целью настоящей работы стала реновация заправок старого образца и формирование нового имиджа российского дорожного сервиса средствами светодизайна.
В работе были применены следующие проектные принципы
1. Комплексный подход к проектированию объектов АЗС
2. Выявление корпоративной идентичности
3. Композиционные светоцветовые приемы
4. Формирование иерархической структуры световых объектов на основе принципов функционального, акцентного и декоративного освещения
В работе рассматриваются три комплектации АЗС:
Минимальная
Средняя
И максимальная
В минимальную комплектацию входят навес с топливозаправочными колонками, минимаркет, мойка и конечно информационная стелла.
В средней добавляется отдельно стоящее здание с рестораном и сервиса.
В максимальной комплектации добавляется ТРЦ и мотель.
Функциональное освещение в минимальной комплектации выполнено с помощью консольных светильников по периметру, а также встроенных светильников в зоне навеса. Эти светильники создают нормируемый уровень освещенности на территории и относятся к первому принципу Свет чтобы видеть.
Дополнительные светильники на въезде на мойку и в зоне навеса создают акцентное освещение. Так выстраивается световая иерархия объектов.
С помощью декоративного освещения создается атмосфера мегаполиса в соответствии с образной концепцией.
Сюда входит концептуальная световая инсталляция на въезде.
Информационная стелла
Яркие неоновые вывески в корпоративных цветах бренда топлива
Дополнительные лайтбокса на крышах имитируют освещение окон в городской среде.
И динамичное освещение периметра, которое будет меняться в зависимости от смены времен года.
Средняя комплектация.
Также функциональное освещение выполнено с помощью консольных светильников по периметру и встроенных светильников в зоне навеса. Здесь также вносят свой вклад светильники внутреннего освещения через световые проёмы минимаркета и ресторана.
При акцентном освещении помимо зоны навеса выделяется также входная зона перед минимаркетом, входная зона ресторана и зона въезда на мойку.
В декоративное освещение здесь входят теперь две тематические световые инсталляции на въезде.
Лайтбоксы на крышах и вывески.
Дополнительная световая инсталляция «Мегаполис» располагается на территории АЗС.
Также используется цветная динамичная подсветка периметра АЗС.
Максимальная комплектация.
Применяются те же принципы. Функциональное освещение, акцентное и декоративное.
Здесь со стороны трассы на въезде большая тематическая световая инсталляция.
Здесь используются гобо-прожекторы для развлекательной атмосферы.
А эти дополнительные световые инсталляции также видны с трассы.
Проекция значка парковки – это элемент световой навигации.
Применение ранее обозначенных проектных принципов позволило создать с помощью приемов светового дизайна атмосферу мегаполиса на территории АЗС в соответствии с образной концепцией.
Достоверность результатов настоящего исследования подтверждена светотехническим расчетом, проведенным для всех трех комплектаций.
Распределение фиктивных цветов показывает, что при функциональном освещении соблюдаются нормативные значения.
А когда к нему добавляются светильники акцентного и декоративного освещения, получается более равномерное освещение территории и повышается уровень освещенности основных зон АЗС.
Создается интуитивно-понятная навигация за счет светового зонирования и выстраивания иерархии зон.
А также за счет повышения общего уровня освещенности на территории, АЗС становится видна с трассы с большого расстояния. И пользователи трассы даже в момент сильной усталости не пропустят этот объект и смогут сделать остановку.
Допольнительно по проекту создано видео, которое можно посмотреть по ссылке https://cloud.mail.ru/public/WiWF/UFAEDCKQA