Монумент интерпретирует образ классических пропилей формами световой архитектуры.
Центральная композиция монумента представлена двумя скульптурными группами, которые установлены симметрично оси движения и изображают павших воинов. Каждая из скульптурных групп располагается за листами матового стекла и подсвечивается прожекторами. Лучи света прожекторов, проходя через матовое стекло, показывают статуи размытыми и уходящими в даль силуэтами. Благодаря этому эффекту павшие воины предстают зрителю как бы сокрытыми туманом, что позволяет использовать всё множество метафорических образов, связанных с этим природным явлением. Проводя для зрителя границу между двумя эпохами, «туман из света», с его обширным символизмом, даёт возможность каждому зрителю по-своему увидеть трагичность событий.
Главную композицию пропилей ограничивают пилоны, формирующие проходы. На пилонах закреплены гербы города Тамбова, мемориальные плиты с именами погибших тамбовчан и аллегорические барельефы, предваряющие скульптурные группы. Мотив барельефов выстроен символами Афганской войны.
При разработке архитектурных форм учитывались и особенности искусственного освещения монумента. Чтобы препятствовать попаданию света со смежных светильников на барельефы и плиты с именами, по углам пилонов устроен раскрепованный ордер. Такой прием позволяет сохранить подчеркивающие проход грани на углу фасадов и не исказить восприятие рельефов и текста. Для подсветки барельефов и плит с именами выбраны встраиваемые линейные и точечные светильники.
Днем подсветка мемориала отключается, и стеклянная часть между пилонами превращается в однородный монолит. Так, в разное время суток между каменными пилонами сменяют друг друга две принципиально разные композиции.