Архитектурное освещение Введенского Владычного женского монастыря

Реализованный проект освещения жилого интерьера
Крушинская Екатерина
Директор по маркетингу
Росэкосвет
Москва (Moscow, Russia), Россия
  • 3Отметок нравится

Проект архитектурного освещения Введенского Владычного женского монастыря (г. Серпухов) был реализован компанией "Росэкосвет" в 2018 году по заказу Администрации городского округа Серпухов, в рамках реализации приоритетного проекта "Светлый город".

Объект «Владычный монастырь, XVI - XVIII вв.» в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 является объектом культурного наследия федерального значения.

Введенский Владычный женский монастырь (основан в 1362 году) это целостный ансамбль зданий и сооружений. Главная ценность его заключается в том, что сохранились все главные монастырские постройки рубежа XVI-XVII веков, составляющие ансамбль, возведенный в уникальный для русской архитектуры «годуновский» период.

Освещение было проведено с учётом высокой историко-культурной и художественной ценности объекта, всестороннего анализа архитектурно-пространственного контекста и комплексной архитектурной и градостроительной концепции Серпухова. В световом решении была учтена целостность архитектурного ансамбля монастыря.

Использовано LED-оборудование (линейные светильники NVX10 и прожекторы NVS05) собственного производства. Мощности и углы света всех прожекторов и линейных светильников подобраны с учетом создаваемой ими освещенности и габаритов здания и обеспечивают комфортный для зрения уровня яркости.

Применение разных типов светильников, широкого диапазона мощностей, разной цветовой температуры и различного светораспределения позволило прорисовать силуэты каждого освещаемого здания, подчеркнуть его пластику и тектонику, акцентировать внимание на наиболее значимых архитектурных фрагментах.

 Центральное место в ансамбле монастыря занимает Введенский собор (XVI век). В соответствии с концепцией архитектурно-художественного освещения, одобренной Художественным Советом ГУ архитектуры и градостроительства Московской области, и особенностями расположения здания, проектом предусмотрена подсветка верхней и средней части всех фасадов (главного и боковых).

Всего для освещения собора использовано 118 LED-светильников.

Светом выделены символы православного храма – квадрат (образ материального мира) и круг (обозначение неба), а направленный вверх световой поток символизирует святость и духовный рост.

Колористическое решение и фактура фасада собора продиктовало выбор тёпло-белого цвета (3000 К) световых приборов; освещённый тёплым светом собор смотрится уютно, вызывая желание войти внутрь.  

Заливка фасадов выполнена с помощью компактных легко монтируемых линейных светильников NVX10 с эллиптической оптикой (10х65°), мощностью 36 Вт. Направленный сверху вниз свет выделяет верхнюю часть фасада и делает возвышенным визуальный облик собора. Барабаны собора дополнительно освещены прожекторами NVS05 мощностью 20 Вт с глубокой КСС (50°).

Полукруглые закомары собора выделены установленными на карнизах светильниками NVX10 с оптикой 20х65°, мощностью 18 Вт.

Фронтоны Алексиевского придела акцентированы 36-ваттными светильникам NVX10, установленными под скаты фронтонов.

Тектоника храма выявлена прожекторами NVS05 с узконаправленной оптикой (15°) мощностью 40 Вт – они установлены на цоколях пилястр на углах здания.

При освещении Георгиевского храма использовано 150 LED-светильников. Проектом предусмотрена подсветка верхней части всех фасадов стены. Вдоль карнизов установлены светодиодные линейные светильники c эллиптической оптикой и прожекторы с узконаправленной и средне-направленной оптикой, нейтрально-белой цветности излучения. Направление освещения - вверх и вниз. Светильники, освещающие фасад, имеют тёпло-белый цвет свечения (3000 К). Светильники в оконных проёмах имитируют свечное освещение (2200 К), передавая ощущение волшебства, подлинности и старины. Изящные шатры храма освещены прожекторами мощностью 60 Вт. Направление освещения – вверх. Большие шатры освещены прожекторами тёпло-белого цвета (3000 К) с узколучевой оптикой. На карнизах под малыми шатрами, на кронштейнах, установлены прожекторы очень тёплого цвета (2700 К) со средненаправленной оптикой - они освещают изящные золочёные купола, венчающие шатры. Такое решение наилучшим образом подчёркивает оригинальную шатровую архитектуру и колористику храма.

 Для освещения настоятельского корпуса монастыря – яркого здания в стиле ампир – использовано 42 прожектора NVS05 с тёплым светом (3000 К) и углами свечения 30° и 50°. Композиционный центр выделен наиболее ярко. Корпуса всех светильников окрашены в цвет фасада и практически не различимы в дневное время.

 Святые врата с надвратной церковью Феодота Анкирского освещены 78 линейными светильниками и 57 прожекторами. Проектом предусмотрена подсветка верхней и средней части всех фасадов (главного и боковых). Центром световой композиции выбраны килевидные закомары и барабан надвратного храма. Их яркое освещение придаёт святость и торжественность входной группе монастыря, в результате надвратный храм словно парит в воздухе.

Архитектурное освещение стены (ограды из красного кирпича с башнями) выполнено с помощью 16 линейных светильников с эллиптической оптикой и 122 прожектора с узконаправленной оптикой (10°, 20° и 30°) и средненаправленной оптикой (50°). Свет линейных светильников направлен снизу вверх – они освещают башенки на ограде, делая их визуально выразительнее и выше. Прожекторы с узконаправленной оптикой с направлением света вверх заливают шатры башен и выделяют зубцы стен. Со средненаправленной оптикой и  направлением света вниз – обеспечивают заливающее освещение стены. Цветовая температура всех светильников 3000 К.

Проект полностью реализован. Архитектурное освещение сделало Введенский монастырь настоящей жемчужиной Серпухова и новой доминантой городской архитектуры.   Гармонично расставленные акценты привлекают внимание туристов и паломников к этому значимому историко-культурному объекту.  При реализации проекта были учтены все архитектурные особенности уникального памятника русского зодчества. Работы не нанесли ущерба историческому памятнику, а система подсветки выполнена таким образом, что в дневное время светильники практически не видны.