Погадаева Олеся Сергеевна

Специальная номинация "Арт текстиль. Текстиль как объект искусства"
Погадаева Олеся Сергеевна
младший научный сотрудник
подразделение НОЦ Сибирский центр дизайна НИ ТГУ
Екатеринбург, Россия
Сайт: siberia.design
  • 72Отметок нравится

Специальная номинация "Арт текстиль. Текстиль как объект искусства"
Погадаева Олеся Сергеевна

Окончила  ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» г. Екатеринбург в 2016 г. бакалавриат ДПИиНП по направлению художественный текстиль, в 2018 г. магистратуру ДПИиНП, по настоящее время являюсь аспирантом ФГБОУ ВО «УрГАХУ им. Н.С. Алфёрова» (искусствоведение). С  марта 2018 по сентябрь 2018 года работала методистом по выставочным проектам в ГАУК СО "Центр традиционной народной культуры Среднего Урала" , с сентября 2018 года по сентябрь 2022 года  методистом по художественному текстилю в ГАУК СО "ЦТНК СУ". С сентября 2022 года работаю младшим научным сотрудником лаборатории моды и стиля НОЦ "Сибирский центр дизайна" НИ ТГУ.  Являюсь художником по гобелену, участником и призёром международных, всероссийских, межрегиональный, областных фестивалей, конкурсов и выставок. Являюсь куратором Межрегионального фестиваля ткачества и прядения "На зеленой горке холст ткут" в г. Сысерть, Свердловская область.




Работы проекта

Урал. Сентябрь

Урал. Сентябрь.
Гобелен посвящен Уралу с его уникальной экосистемой, связан с годом экологии в России, целью которого является привлечения внимания к этой теме.
Урал представляет собой старейший горнорудный регион России. В его недрах заключены огромные запасы самых разнообразных полезных ископаемых. Причина такого богатства в своеобразной геологической истории Урала, которая определяет также рельеф и другие элементы ландшафта этого региона.
Разнообразна и уникальна и экосистема Урала. Скалы и каменные глыбы, благодаря своей долговечности на Урале считались символом непоколебимости, постоянства и прочности. Уральские горы олицетворяют: стабильность, бессмертие, нерушимость, вечность и неуничтожимость высшей реальности.
Леса – самый распространенный на Урале тип растительности. Треть лесной области занимает сосна, с примесью лиственницы. Даже на вершинах скал на наносном грунте растут деревья. Особенно красив Уральский лес осенью. В панно изображена Уральская осень с разнообразным богатым ландшафтом: реки, горы, леса, фактуры мхов, каменных глыб и скал.
Животные являются неотъемлемой частью природы и играют немало важную роль в экосистеме. С древних времен их изображали в пещерах и на скалах. Изображенный в панно олень часто встречается в Уральских сказах и легендах, является символом благородства, силы духа, олицетворением предков у славян. В панно олень является символом единства природы и человека.

У истоков

Женщины Великой Степи всегда имели особый статус в общественной Иерархии казахского государства, поэтому в народе сохранялось уважительное и бережное отношение к женщинам – достойным и верным соратницам мужчин, вносящим значительный вклад в культуру и духовность.

В культуре Казахстана существует возрастная иерархия. За основу работы взяты три женских статуса: келiн – невеста, келiншек (әйел) – замужняя женщина, имеющая более трех детей, бәйбіше - бабушка, последняя возрастная группа.

В основу образа текстильного объекта заложена попытка отразить образ и место женщины в казахской культуре через ее силу, духовность, мудрость. Невеста, символ чистоты и начала новой семьи – в центре композиции арт-объекта: её устремления возвышенны, что передаёт форма её головного убора, который замыкает вертикальное устремление центральной фигуры. Средний возраст обозначен левой фигурой. После появления первенца женщина приобщалась к роду мужа, что сказывается на ее социальном положении – она заслужила уважение. Размер данной фигуры меньше предыдущей, здесь заложена идея передачи внутренних сил ребенку. Форма становится более приземистой, приземлённой, в ней заложена символика матери-кормилицы, которая хранит дом и очаг, растит детей. Последняя фигура - пожилая женщина – она хозяйка дома, самая мудрая и старейшая. Ее слово – вето. Она уже переложила свои обязанности по ведению домашних и хозяйственных работ на более молодых женщин и сосредоточилась на воспитании внуков.